4. Правовой институт земель водного фонда по законодательству стран СНГ - Лекции - Водное право - 1.doc

^ 4. Правовой институт земель водного фонда по законодательству стран СНГ



Правовой режим категории земель водного фонда существует в бывших союзных республиках с начала 70-х годов ХХ в. Процесс экономических реформ не привел к отмене деления земельного фонда на семь известных категорий. Вообще, в правовой науке есть убеждение, что земли, сопряженные с водными объектами, нуждаются в особом правовом режиме. Следовательно, необходимо установить четкое целевое назначение, приоритетное в сравнении с другими видами использования. Именно поэтому значение земель водного фонда осталось то же: запрещение или ограничение хозяйственного использования (например, строительства), негативно влияющего на водный объект. Чуждые водному хозяйству виды использования не должны мешать приоритетному использованию. Они возможны лишь как второстепенные и временные. Так, например, допустимо выделение участков не только для рыбоводного пруда, но и под сенокос и огороды. С другой стороны, режим рассматриваемой категории нужен для того, чтобы заставить землепользователей осуществлять меры против возможного вредного воздействия вод (эрозии, селей, наводнений и т.д.).

Соблюсти приведенные требования можно различными путями. Для государства наиболее легкий путь заключается в сохранении публичных форм собственности на земли водного фонда. Это предусмотрено земельным законодательством практически всех государств Содружества. В частности, Закон Казахстана "О земле" 2001 г. исключает частную собственность на земли водного фонда (как и лесного фонда). Такая категоричность законодателя объясняется еще и климатическими причинами. Лишь ЗК Украины 2001 г. допускает, помимо публичных форм собственности, частную собственность на земли водного фонда.

Предпочтение, которое оказано публичным формам собственности на земли водного фонда, отнюдь не исключает постоянного или временного пользования, а также аренды частными лицами участков названной категории. Однако данные отношения могут быть построены на договорной основе и обеспечивать эффективный, правомерный контроль за состоянием "водных" земель.

Само по себе деление земель на категории ставит задачу правильного их разграничения. Это не в последнюю очередь касается земель водного фонда: ведь следует правильно очертить круг земельных участков, входящих в рассматриваемую нами экологически важную категорию.

Земельные кодексы и законы стран СНГ подходят к этому вопросы весьма стереотипно. Все можно свести к трем составляющим частям: земли водопокрытые; земли, прилегающие к воде, а также земли, занятые водным хозяйством*(142).

В Земельных, а иногда и в Водных кодексах перечислены виды водных объектов, на которых есть земли водного фонда, начиная от морей и кончая прудами. Причем в перечисление попадают и такие экзотичные виды, как ледники и снежники (ЗК Таджикистана 1990 г.), азербайджанский сектор Каспия (ЗК Азербайджана 1999 г.). Оригинальным новшеством Земельных кодексов Украины 2001 г. и Азербайджана 1999 г. является признание островов землями водного фонда. Этот спорный шаг имеет некоторые основания относительно речных и озерных островов, являющихся, по мнению еще древнеримских юристов, своеобразным продолжением дна.

В качестве прилегающих к воде земель называют всевозможные зоны защиты, полосы отвода, береговые полосы водных путей. Эти "ленты" имеют разное назначение:

1) обслуживание интересов транспорта, рыбного и, безусловно, водного хозяйства;

2) защита водных объектов от негативного воздействия (загрязнения, засорения, истощения).

Участки, занятые многочисленными водохозяйственными объектами (в частности ГТС), также являются землями водного фонда. В советский период ирригационное строительство было непрерывным: каналы и водохранилища украсили своими "узорами" республики Закавказья. В одной лишь Армении в 60-е годы ХХ в. число многообразных ГТС достигало 3200.

^ 5. Статус и проблемы водоохранных и береговых зон
Практически во всех странах Содружества существует правовой институт водоохранных зон (полос). Данный институт можно считать смежным для водного и земельного права, так как в целях защиты вод от вредного воздействия человека он предусматривает существенные ограничения хозяйственного использования земель. Следует отметить, что "инструмент" водоохранных зон может быть применен как к морской акватории, так и к континентальным водам. Правовые нормы о водоохранных зонах содержатся в Водных и Земельных кодексах, правительственных постановлениях и даже в отдельных законах. На примере Молдовы можно показать, какое внимание законодательство некоторых независимых государств уделяет водоохранным зонам и полосам рек и водоемов. Так, например, Закон Республики Молдовы от 27 апреля 1995 г. "О водоохранных зонах и полосах рек и водоемов" определяет порядок их создания, использования и защиты*(143). К принятию этого Закона, видимо, подталкивали природные особенности Молдовы: обводненность пойм и предрасположенность к орошению террас речных долин.

Украинское законодательство (гл. 12 ЗК 2001 г.) предусматривает используемые для транспорта береговые полосы водных путей (аналог российского бечевника), полосы отвода водохозяйственных сооружений и искусственных водных объектов, а также прибрежные защитные полосы рек, ручьев, озер, водохранилищ, прудов, морских заливов, лиманов, самого моря. Правовой режим прибрежных защитных полос аналогичен российскому, а сами они входят в пределы водоохранных зон. Но, по формулировке Кодекса, остальная часть водоохранных зон не включена в категорию земель водного фонда. В этом состоит некоторое различие с российскими аналогами. На украинских водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах запрещено использование стойких и сильнодействующих пестицидов, устройство кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации.

В Беларуси в отношении водоохранных зон и полос действуют подзаконные акты еще советских времен. Постановление Правительства БССР от 18 января 1983 г. было посвящено водоохранным полосам и зонам малых рек, а правовой режим соответствующих зон иных поверхностных водных объектов был определен постановлением Правительства БССР от 14 июня 1989 г. В целом он вполне сопоставим с российским, но по причине меньших размеров страны, меньшей протяженности ее водотоков и меньшей площади ее водоемов цифровое соотношение между площадью водоема и максимальной шириной несколько иное.

В Казахстане водоохранные зоны и полосы рассматриваются как "зоны особого условия пользования земель" (ст. 91 Закона "О земле" 2001 г.). Обозначенные специальными знаками, они должны быть определены при предоставлении земли в пользование. В свою очередь, отчуждаются, т.е. передаются в частные руки, лишь участки самого удаленного пояса зоны охраны водозаборных сооружений. Таким образом, в Казахстане все земли водного фонда - публичные, но не все водоохранные зоны есть земли водного фонда.

Имеются предложения учредить в России, помимо водоохранных зон, правовой режим береговых зон. Близкий сосед России - Украина - не может пока решить проблемы, возникшие еще во времена СССР. Крымский полуостров постепенно завоевывается морем, а прекрасные пляжи Крыма оказываются под морем. Это вызвано уничтожением зеленых насаждений и сносом берегоукрепительных сооружений. Практикуется и бесконтрольная застройка оползневых участков и песчаных кос*(144). Таким образом, неприкосновенность 100-метровой прибрежной полосы - явление номинальное до тех пор, пока не будет принят разработанный еще в 1995 г. законопроект о природопользовании в береговой зоне Черного моря. Эта проблема стояла перед руководством Украины уже десятилетие, но Верховная Рада не приняла даже законопроект "Об утверждении государственной программы охраны и воссоздания Азовского и Черного морей". Долгое отсутствие этого законопроекта способствовало ежегодному сокращению рыбных ресурсов Черноморско-Азовском бассейне на 20%. Сказывается это и на состоянии многочисленных заливов, приморских озер лиманного типа, устьях рек.

1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 29


lekciya-1korporativnaya-informacionnaya-sistema-kis-lekcii-korporativnaya-informacionnaya-sistema-lekciya-1doc.html
lekciya-1modeli-i-modelirovanie-lekcii-po-sistemnomu-analizu-i-modelirovaniyu-v-chs-tema-1lekciya-1-modeli-srsdoc.html
lekciya-1organizacionnie-osnovi-stroitelnogo-proizvodstva-lekcii-po-kursu-osp-ngasu-lekciya1doc.html
lekciya-1osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-lekcii-po-tmm-mechanizmmashdoc.html
lekciya-1p1-mnozhestva-operacii-nad-mnozhestvami-lekcii-diskretnaya-matematika-lekciya-1doc.html

lekciya-1korporativnaya-informacionnaya-sistema-kis-lekcii-korporativnaya-informacionnaya-sistema-lekciya-1doc.html
lekciya-1modeli-i-modelirovanie-lekcii-po-sistemnomu-analizu-i-modelirovaniyu-v-chs-tema-1lekciya-1-modeli-srsdoc.html
lekciya-1organizacionnie-osnovi-stroitelnogo-proizvodstva-lekcii-po-kursu-osp-ngasu-lekciya1doc.html
lekciya-1osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-lekcii-po-tmm-mechanizmmashdoc.html
lekciya-1p1-mnozhestva-operacii-nad-mnozhestvami-lekcii-diskretnaya-matematika-lekciya-1doc.html

lekciya-1korporativnaya-informacionnaya-sistema-kis-lekcii-korporativnaya-informacionnaya-sistema-lekciya-1doc.html
lekciya-1modeli-i-modelirovanie-lekcii-po-sistemnomu-analizu-i-modelirovaniyu-v-chs-tema-1lekciya-1-modeli-srsdoc.html
lekciya-1organizacionnie-osnovi-stroitelnogo-proizvodstva-lekcii-po-kursu-osp-ngasu-lekciya1doc.html
lekciya-1osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-lekcii-po-tmm-mechanizmmashdoc.html
lekciya-1p1-mnozhestva-operacii-nad-mnozhestvami-lekcii-diskretnaya-matematika-lekciya-1doc.html